Menu

Как творчество влияет на воспитание детей

0 Comments


Изрисованные стены, аппликация из пластилина на экране телевизора, обновленный ножницами дизайн штор, мамина косметика, примененная по назначению. Знакомые ситуации?

В семье, где растут маленькие дети, еще и не такое бывает. И чем старше становятся детки, тем больше у них появляется фантазии для новых свершений. Что это, проявление творчества или обычное непослушание?

У родителей подобные творения вызывают разнообразные эмоции: кто-то воспринимает спокойно (починим, отмоем, новое купим), некоторые хватаются за ремень и отправляют в угол, ну а более продвинутые родители – понимают, что с этим надо не бороться, а развивать потенциал.

Развитие творческих способностей у детей – это один из пазлов воспитания, без которого, в дальнейшем, родителям будет трудно найти общий язык со своим чадом. Не заложив такое маленькое зернышко в детстве, не стоит рассчитывать на взаимопонимание в будущем.

Не претендую на научную диссертацию, просто есть свой опыт общения с детьми, одобренный грамотными педагогами. Мне всегда есть чем поделиться и что рассказать: знания, практика и конечно же, помогает умный интернет, куда ж без него.

Обращаюсь к родителям: в семье растут маленькие разбешаки, не можете найти общий язык со своими детьми, хватаетесь за валерьянку и ремень при очередном погроме? Прочитайте эту статью, взгляните на мир другими глазами, глазами детей, иногда это очень полезно.

 

Вовсе не из вредности – таковы потребности!

 

 

Малыш вырос из пеленок, его уже не устраивает ограниченное пространство и начинаются исследования. И так, постепенно, ребенок познает мир: на вкус и на ощупь, и совершенно неважно, что будет в качестве “подопытного кролика”.

Взрослые, а вы помните: какая шерсть у кота на ощупь, как приятно размазывать кашу по столу и по лицу, как интересно пробовать на вкус незнакомые вещи? Сейчас бы попробовали? Ой, фу, нет конечно! Мы же взрослые, умудренные опытом люди. Только забываем, что тоже были детьми и также познавали мир через ощущения.

С маленькими детками немного проще – главное обезопасить пространство и пусть себе исследует. А когда ребенок становится постарше, тут уже начинается самое интересное. Я многое помню из детства и вот этот возраст 3-4 года, что мы с сестрой творили…

Мама с папой много работали и часто мы были предоставлены сами себе. Коты у нас были без усов и с выстриженными кусками шерсти, стены квартиры обрисованы разноцветными мелками (иногда маминой помадой), а когда оторвался (так случайно) кусок обоев, мы конечно, пытались его приклеить на место. Чем? Супом. Клея в нашем доступе не было, зато было много фантазии для творческих дел.

Мама нас не ругала и не наказывала, просто расстраивалась, когда приходила домой с работы. И что интересно, раньше, декрет у мамочек был только до года, а дальше для детей – ясли, младшая группа, средняя группа и так по этапу. Школ раннего развития, где с детьми занимаются творчеством, конечно же не было. Так что, таланты приходилось развивать на домашних котах и на обоях.

 

А мне скучно: чтобы такого сделать плохого

 

Дети, не обремененные делами (детскими делами) и правилами (о них чуть позже) маются скукой. Если ребенок не умеет занять себя, если его не научили, как можно интересно проводить время, то начинается проявление фантазии, только шкодливой фантазии.

Пока родители чем-то заняты, ребенок тоже находит себе занятия. Энергию надо куда-то применять, плюс, срабатывает интерес познания. Только этот интерес не развивающий, он заключается в том, а как на это отреагируют родители, а что мне за это будет. Ребенок проверяет грани дозволенного.

И в итоге: испорченные, поломанные вещи, мебель, игрушки и т.д. Вот это слово – скучно – первый звоночек, дальше будет хуже. Для родителей это означает: обрати на меня внимание, мне не хватает общения и твоего участия.

Что обычно делают родители, когда нет времени или желания общаться со своим чадом? Дают в руки гаджеты (телефоны/смартфоны/планшеты) и на этом все. Ребенок вроде занят, никому не мешает, не шкодничает. Родители не видят в этом ничего плохого, и более того, считают, что для ребенка это полезно, он типа развивается.

Это большое заблуждение, ну не станет малыш великим программистом, если у него в руках постоянно будет смартфон. И не станет великим математиком, считая кубики в компьютерной игре. И уж тем более, гаджеты никак не способствуют раскрытию/развитию настоящих талантов.

Я не против современных технологий, нет. Просто все должно быть в меру, ребенок должен уметь пользоваться правилами, которые прививают ему родители, а не постоянно истерить, если вдруг, отобрали любимый планшет.

 

Свобода действий или игра по правилам?

 

 

Одно выражение практикующего психолога мне очень понравилось и запомнилось:

У каждого человека должны быть свои правила. Без правил, в голову лезут дурные мысли.

А какие они должны быть эти правила, каждый должен определить сам для себя. Кто-то называет правила – жизненными принципами, но это не столь важно, важен смысл. У взрослых должны быть правила поведения и тем более они должны быть у детей.

Родителям, я бы посоветовала, установить основное правило – уделять время своему чаду. Работа, занятость, нехватка времени – это все понятно, но, даже в этой суматохе, ребенку важно, необходимо общение со своими родителями, ему нужен опыт. Если же, он не получает жизненный опыт от родителей – тогда он его находит в других источниках (не всегда хороших).

Ребенку можно придумать несложные правила, которые под силу его пониманию и возрасту. Пусть в этом списке будут не только пункты можно/нельзя, а еще будут какие-то “важные” дела (детские дела). Нет контакта с ребенком? Ничего не хочет слышать ни о каких правилах? Наладить отношения поможет творческий процесс, только обязательно совместный: поучаствовать, показать, помочь, но не в коем случае не критиковать и не обзывать.

 

Как направить детскую энергию в мирное русло: чтобы не страдали коты, цветы и шторы

 

 

У творчества нет определенных границ или рамок. Все, что создается с фантазией, с большим старанием, с интересом и называется творческим процессом. У детей, творчество начинается с самого простого: рисование, лепка (пластилин, глина, соленное тесто), аппликация. Как только малыш научился держать в руках ложку – можно давать ему кисть для рисования или фломастер. Это будут первые “шаги” в мир искусства.

У ребенка среднего возраста, уже можно определить предпочтения. Что ему больше нравится: рисовать, лепить, танцевать или петь. И развивать его таланты, помогать. Это и станет тем зернышком, которое посеют заботливые родители.

Совместный творческий процесс (дети и родители) поможет вернуть доверие, если оно утрачено. А творить можно все что угодно: рисовать, шить, готовить, изобретать. Главное, делать это с любовью к своим детям. Побольше вам совместных творческих планов.

Ваша Глаша

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг*